БУРТАСЫ

народ, живший в 8–14 вв. в Поволжье и Посурье, частично на землях, впоследствии составивших тер. Пензенского края. Первое упоминание у араб. энциклопедиста Аль-Калби в конце 8 в. Поселения буртас появляются в Наров. крае в 12 в. По письм. источникам буртасы – это тюркский конгломерат племен, объединенных общим названием. Сначала они были зависимы от хазар и платили им дань, выставляя по их требованию до 10 тыс. всадников, а затем в 11 в. вошли в состав Волж. Булгарии, где и потеряли свое имя. Земля Б. лежала между хазарами и булгарами и занимала терр. в 15–17 дней пути, на правом берегу р. Волги (Итиль). В 9–10 вв. Б. постоянно воевали с булгарами и печенегами. Управляли Б. старейшины, имевшиеся во всех поселениях. Среди Б. был распространен обычай кровной мести, а девушки у них сами выбирали себе женихов. Б. занимались cкoт-вoм и земледелием, разводили КРС, а также имели верблюдов и лошадей. Гл. богатством у Б. считались меха и мед. Летом они жили в шатрах, а зимой в дерев. домах. Одевались в халаты и шубы, носили головной убор с чалмой. Оружие – кинжалы, дротики, топоры и луки со стрелами. Обычно Б. делят на два разряда по погребальному обряду. Одни из них сжигали своих покойников, другие хоронили. По этнокультурному определению Б. в результате двухсотлетнего изучения сложилось множество точек зрения, к-рые можно объединить в 3 осн.: тюркская, аланская и морд. (наименее распространенная). Наиб. распространенной же является тюркская, хотя единства среди ее сторонников нет. Б. относят к предкам чувашей, татар-мишарей, башкир и по-разному представляют процесс превращения Б. в эти народы. Так, сторонники татаро-мишарской точки зрения считают Б. либо тюрками и отождествляют их с археол. памятниками с коричнево-красной гончарной посудой на терр. Пенз. края (М. Р. Полесских, А. Х. Халиков, Г. Н. Белорыбкин), либо уграми без археол. привязки (Б. А. Васильев, А. В. Расторопов). В 1980-е гг. появляется алано-асская гипотеза, отождествляющая Б. с лесостепным вариантом салтово-маяцкой археол. культуры. Важную роль здесь играет археология, к-рая позволила проверить достоверность письм. сообщений о Б. Было установлено, что на терр. Наров. края существует большая группа поселений 12–13 вв. с гончарной посудой булгарского типа. Поселения расположены в верховьях рр. Выши, Вад, Мокши (11 городищ, 15 селищ). Жили Б. в срубных полуземлянках, к-рые обогревались очагами из камней и глины. Еду готовили во дворе на спец. печах. Осн. занятиями Б. в это время становятся пашенное земледелие с использованием тяжелого колесного плуга, а также жив-во. Наряду с с. хоз-вом развивается ремесл. произ-во: гончарное, кузнечное, ювелирное, косторезное и деревообрабатывающее, не уступающее булгарскому по качеству. В то же время Б. привнесли мн. своих традиц. черт в общебулгарские технологии. Высокий уровень развития экономики предопределил и уровень гос.-полит. устройства. В рамках Волж. Булгарии возникает территориально обособленное Буртасское княжество. Расселяясь в Примокшанье, Б. вступает в тесные контакты с Др. Русью и мордвой. Именно в это время возникают легенды о морд. князьях Пуреше и Пургасе, один из к-рых был сторонником Руси, а другой – Волж. Булгарии. В 13 в. экон. подъем Б. был остановлен. И хотя после разгрома монголо-татарами Волж. Булгарии (1236) Б. вновь обрели свое имя, уже в 1237 г. они сами были уничтожены войском Батыя. В рус. источниках Б. называют как один из народов Золотой Орды. Часть Б. переселилась в Ср. Посурье. В рус. летописях отмечается, что Б. принимали участие в Куликовской битве как сторонники Мамая. После развала Золотой Орды Б., жившие в Примокшанье, попали в зависимость от России, а Б. на Суре вошли в состав Казанского ханства. После присоединения Поволжья к России они упоминаются в писцовых кн. и актах, начиная с 17 в., но уже как Б. – посопные татары. Селения их локализуются преим. в ср. течении р. Суры, где фиксируется особая группа татар-мишарей (лямбирская), и на р. Оке, где также до сих пор проживает темниковская группа татар-мишарей. Отд. поселения Б. встречаются по всему Ср. Поволжью, свидетельством чему может служить сохранившаяся буртасская топонимика. Наибольшее число топонимов сосредоточено в юж. половине Мордовии и сев. ч. Пенз. обл. Б. являются предками татар-мишарей, в т. ч. и проживающих на терр. Наров. края. Лит.: Халиков А. X. Татарский народ и его предки. Казань, 1989; Белорыбкин Г. Н. Буртасы: Взгляд на проблему //Временник. – 1994. – № 11. Г. Н. Белорыбкин.
Last updated on 21 August 2011 11:13