А.Г. Сохряков. Наровчат. Исторический очерк

Печать

.Г. Сохряков

Наровчат

Исторический    очерк

 

Древнейшее поселение человека на территории края относится к 5-3 тысячелетиям до новой эры. Такими  стоянками нового каменного века являются Парилка близ с.Б.Кавендра, Полынный бугор и Горелый бугор у с.М.Кавендра. При обследовании наиболее изученной стоянки Озименки близ с.Потодеево в 1926 году экспедицией Московского антропологического института в самом нижнем культурном слое, относящемся к 4-3 тыс.до нашей эры, были найдены жилища древнего человека.


Люди селились на берегах рек, занимались собирательством,  охотой и рыболовством.    Ловля рыбы проводилась с помощью костяных крючков, каменных острог на охоте первобытный человек пользовался луком, наконечники изготавливались из кремня, костей диких животных. В эпоху неолита человек научился изготовлять глиняную посуду, но еще без гончарного круга/ ямочно-гребенчатая керамика/.В неолите, медно-каменном веке край заселяли племена волосовской и имерской культур. Бронзовый век / 2-1тыс. до н.э./ характеризовался появлением орудий труда и оружия из бронзы. Здесь не было месторождений меди и олова. Металл привозили  сюда с Урала и Кавказа. Широко был распространен натуральный обмен. Охота постепенно теряет свое первоначальное значение, развивается скотоводство. Излишек продуктов скотоводства и земледелия привел к развитию межплеменного обмена, расширению культурных связей и общения между людьми. Родовой строй перенес изменения: главой рода стал хозяин стада - отец, счет родства начали вести по отцовской линии. Территория края входила в область распространения срубной культуры, которая с севера соприкасалась с фатьяновской, а с востока - с андроновской культурами. Племена срубной культуры получили свое название от обычая перекрывать могильные ямы бревенчатым настилом.

В раннем железном веке, который охватывал большую часть 1 тыс.до н.э. и первые века  нашей эры, росло имущественное неравенство, повлекшее за собой разложение первобытно-общинного строя. На смену срубной культуры пришли племена городецкой культуры, жившие в небольших поселках в укрепленных местах городищах. Они располагались чаще всего на приречных мысах.

Раскопки, проведенные экспедицией Государственного исторического музея под руководством Фосс М.Е. в 1951 году на Озименковской дюне, дали богатый археологический материал, свидетельствующий о существовании жизни в крае в эпоху раннего железа.

Во второй половине 1 тыс. н.э. племена древней мордвы жили в открытых селищах из 8-10 полуназемных и наземных построек, принадлежавших отдельным семьям. Площадь жилища в среднем составляла 20 кв.м. Обитатели селищ имели тесные связи не только между собой, но и с племенами, жившими в  Прикамье и Нижней Волге.

В 1958, 1963 гг. группой археологов под руководством Полесских М.Р. проводились раскопки Тезиковского могильника. В процессе раскопок вскрыто 55 погребений. В женских погребениях преобладали украшения: стеклянный золоченый бисер, кольца, перстни, кисти, пояса, различные нагрудные украшения. В мужских - орудия труда и оружие: ножи, удила, шилья, наконечники копий и пряжки.

В 1963-64 гг. экспедицией Пензенского педагогического института и Пензенского областного краеведческого музея проводились раскопки на могильнике Красный Восток, датируемом 8-9 вв. н.э. Обнаружен богатый вещественный материал: орудия труда - топоры, ножи, пешни; оружие – копья, стрелы, меч;  украшения: височные подвески, бусы, ожерелья, браслеты, наборные пояса; глиняная посуда.  Особо выделялись погребения хорошо вооруженных мужчин, сопровождавшиеся не только оружием, но и предметами конской сбруи и др., что свидетельствует о существовании  неравенства, наличии слоя привилегированных богатых членов общества. Впервые появились в обществе представители аристократии.  Появление частной собственности и зарождение классов привели к возникновению войн, ставших постоянным промыслом, обеспечивающим захват чужих богатств и земель, подчинение покоренных народов.

Летом 1237 г. хан Батый со своим многочисленным войском выступил против буртасов и мордвы. Покорение этих народов закончилось осенью, Батый увел войска на  Русь и дальше на запад. Сопротивление завоевателям народов Поволжья и русских княжеств было ожесточенным. Понеся огромные потери, Батый повернул войска на юг, чтобы дать отдых поредевшему войску, но его надежды не оправдались. В глубоком тылу подняла восстание мордва. Огнем и мечем прошлись каратели по мордовской земле, заново покоряя местное население. Отголоском этой героической борьбы осталась легенда о княгине Нарчатке - храброй воительнице, вставшей на защиту родного края.

В начале 14 века из созданного татаро-монголами для управления мордвой улуса с центром в городе Увеке хан Узбек переносит административный центр в г. Мохши. В 1313 г. появляются первые монеты с чеканом « Мохши». В 1361 г. он впервые упоминается в русской летописи в связи с захватом города золотоордынским ханом Тагаем: « Прибежал князь ордынский Тагай… иже от  Бездежа… взяв Наручадь и всю ту страну отняв себе» / Троицкая летопись/. В 1366г. чеканка монет в  Мохши прекратилась. С этого момента торговля и культурная жизнь в городе стала постепенно затухать. Окончательная его гибель, по мнению Кроткова А.А., связана с его разгромом в 1395 году войсками Тамерлана. Обобщив собранные в результате археологических раскопок сведения, КротковА.А. написал работу « Наровчат и его окрестности в историко - археологическом отношении», которая легла в основу брошюры Лебедева В.И.«Загадочный город Мохши» / П.,1958/. Кротков А.А. выяснил, что развалины этого города расположены в пределах современного  Наровчата под усадьбами и частными домами, а также за его пределами. Сюда относятся два урочища: к западу- от Наровчата- Красный ключ, в 2-3 км от центра Наровчата, у слободы Старая Сотня-«мизгить», что в переводе Кроткова А.А. означает «мечеть».

В дошедшей до наших дней Разрядной книге содержатся сведения о населенных пунктах, где для охраны границ Русского государства должны были «стоять  с войском» воеводы. Под 1521 годом записано: « Лета 7029-го июня в царев приход, как царь крымский Магмед- Кирей Менгли- Гиреев сын реку Оку перелез, а в те поры  воеводы были…, на Мокше в Наровчатове стояли князь Иван, княж Михайлов сын Троекуров, да князь Василий, Ковер Кривоборский, да Якуб Ивашенцев, да Семен Жеребячин…» В то лето был возобновлен населенный пункт и поставлен в нем «острог стоячий». Он вырос на соединении двух дорог, ведущих на Москву: одной - с востока от Самарской луки, другой - с юга из Крыма. В деревянной крепости был поселен отряд служилых казаков с воеводой во главе.

Вслед за солдатами пришли в эти края монахи и на землях бояр Исканских основали монастырь. Это была не просто монашеская обитель, монастырь в те  тревожные времена  служил дополнительным укреплением и располагался так, что прикрывал крепость. Монахи несли в мордовский край русскую культуру, христианскую  мораль и веру.

К 18 веку Наровчат утратил  военное значение. Часть служилых людей переехала в другие города, остальных перевели в разряд однодворцев.

Вокруг города возник посад со слободами: Казачьей, Панской, Бобыльской, Дворцовой, Пятиной. Наровчат носил в то время название    «Великого государя дворцовое село Наровчатское городище». В1780 г. получив статус города, Наровчат становится административным  центром уезда. Ему был присвоен герб, разработан план застройки  города с высочайшим утверждением «Быть по сему». С 1928г. Наровчат является районным центром.

Богат историческими памятниками, славен неповторимыми по красоте уголками природы Наровчатский край и Наровчат, древнейший город Пензенской области. На территории района 12 памятников археологии, в т. ч. Наровчатское городище-город Мохши,  стоянка Озименки /4-1 тыс. до н.э./, 31 памятник архитектуры, 19 скульптурных памятников и мемориальных досок. Покровский  Собор / 18 в./, Присутственные места /1814г./, тюрьма /19в./ дворянские усадьбы / кон.19-нач.20 в.в.), дом, где родился писатель  А.И. Куприн  /восстановлен в 1989 г./. В 4 км от районного центра  - ансамбль Наровчатского Троице-Сканова общежительного мужского монастыря / кон. 17-сер. 19 вв./. Возрожден как женский  монастырь в 1989 г.,  там же, в долине ручья Ошля  на песчаной горе  находится пещерный монастырь /18-19 вв./

В годы Великой Отечественной войны 12 земляков удостоены звания Героя Советского Союза. Это Бородин Н.И., Матюшкин В.Е., Милованов А.А., Милюков А.И., Плешаков А.Я., Сарычев Ф.К., Сорокин П.В., Спирин П.П., Тремасов Д.Е., Харитошкин В.И., Черябкин П.Л., Ширяев П.Н., а генерал-майор Коршунов П.И. – Героя Соц.  Труда.

С территорией района связаны имена выдающихся деятелей отечественной истории – писателей Куприна А.И. и Афиногенова-Степного Н.А., поэта Дружинина П.Д., заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора филологических наук,основателя древлехранилища Пушкинского Дома Академии наук Малышева В.И., выдающегося хорового  дирижера, композитора духовной музыки Архангельского А.А., народной артистки России Кириловой З.И.,  русского певца Скобцова И.М., и мн . др. В Наровчате,  в доме помещика Арапова И.А., в разное время проездом гостили дети  Пушкина А.С . и Гончаровой-Пушкиной-Ланской Н.Н.