Поэт в России больше, чем поэт.

Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

28 февраля замечательному Пензенскому поэту и другу «Нашей Пензы» Ларисе Яшиной исполнилось 70 лет


Автор этих строк застал Ларису Яшину в предюбилейных хлопотах. В день своего рождения она готовится провести в областной филармонии поэтический вечер, на который приглашает друзей и почитателей своего таланта. К слову, коллектив филармонии в качестве подарка предоставил ей зал совершенно бесплатно, а потому вход для всех — свободный. С этой приятной новости и началась наша беседа с Ларисой Яшиной, которая внесла и продолжает вносить в пензенскую культуру большой и яркий вклад.

МОЯ ЖИЗНЬ- НА КОЛЕСАХ

-Лариса Ивановна, что питает энергией поэтический талант?
-Родная земля, ее замечательные люди. Для меня это Пенза и Пензенская область, их жители. Я родилась в Пензе. Но детство мое прошло в Подмосковье, потом возле Калуги и немного в рязанской глубинке. Я очень люблю эти места, помню все детали: природу, людей. В Пензу наша семья вернулась, когда я училась в шестом классе. Я была девочкой очень любознательной. Стала изучать город. Ходила по его улицам, рассматривала здания. Большим подспорьем для меня стала в тот момент книга С. Петрова «Пенза».
Знакомство с Пензенской областью началось для меня в 8 классе. Нас послали в село Знаменка Мокшанского района на картошку. Работали в поле, участвовали в сельских вечерах. В студенческую пору мне, первокурснице, пришлось поработать свинаркой в одном из пачелмских совхозов. Была и в Башмаковском районе. Через годы я напишу стихи о «цокающем» селе Кузёмкино:
«В Кузёмкино в почёте буква «Ц»
У бабушек, сидящих на крыльце: 
-Ой, пецка-то цавой-то не пецёт
Цто рецка у крылецка не тецёт?» 
А после института уже с маститыми писателями я стала выезжать на творческие встречи во многие районы области. Запомнилась одна из первых поездок в Камешкирский район, когда «мы читали стихи на ветру, на колхозном картофельном поле», а потом в переполненном зале Дома культуры одна из бабушек задала мне вопрос: «Миленька, да когда ж ты все успела-то?» Запомнилась и просьба сельских девчонок: «Подарите нам песню!» Так родилось стихотворение «Мне сегодня не спится, не дремлется...», а Октябрь Васильевич Гришин написал музыку. Желание девчат исполнилось.
Все поездки по области становились для меня праздниками: мне было радостно видеть сияющие глаза людей, благодарных за то, что мы даем им частичку того, чего им не хватает в их трудной жизни.          Бывали и курьезные случаи: в Шемышейском районе теленок изжевал подол моего платья, пока я выступала перед телятницами. Я так увлеклась, что и не заметила, когда он успел напроказить.
Вообще, моя настоящая жизнь — на колесах. Когда сажусь в машину, то испытываю чувство радости, полета. Сейчас я просто тоскую без этих встреч. Поездки писателей в районы давным-давно прекратились, но зато вот уже несколько лет эту просветительскую миссию несет областная библиотека имени М.Ю. Лермонтова. Как мне было радостно приезжать с ее сотрудниками, моими друзьями и коллегами, в знакомые села, встречаться с людьми, которые помнят наши прежние встречи, знакомиться с новыми, особенно с молодежью, видеть их интерес, неравнодушие, находить растущие таланты. Конечно же, это счастье!
Чем больше я узнавала область, тем больше влюблялась в нее. Природа наша прекрасна! По стихам я могу составить точный маршрут (и по датам тоже) наших творческих поездок за все годы, из которых почти всегда я привозила новые стихи.

В НАРОВЧАТСКОМ ЗЕМЛЯЧЕСТВЕ

-Новая страница в вашей творческой биографии — членство в Наровчатс-ком землячестве. Как сложился этот союз?
-Причастность к Наровчату я ощутила еще в 80-е годы. Мы с филармонической концертной бригадой приехали в Наровчат. Только что открылся музей А.И. Куприна, и, увидев фотографию бабушки Куприна по отцу, я ахнула: так она была похожа на мою бабушку по маме! Из домашнего архива я и узнала, что бабушка — наровчатская крестьянка, и мои прадеды по материнской линии из Наровчата. Поэтому когда услышала о Наровчатском землячестве, то подала заявление и была принята в эту замечательную семью. Меня восхищают отношения в этом коллективе: дружба, уважение, взаимоподдержка. И поддержку эту я вскоре ощутила: после тяжелой операции самыми первыми пришли ко мне на помощь земляки. Земной поклон им! Да и сейчас, в канун юбилея, я получаю весьма ощутимую поддержку: мне помогли издать книгу лирики, сняли про меня фильм-биографию.
Я стараюсь участвовать в делах Наровчатского землячества поэтическим словом. Есть стихи, посвященные писателю Куприну. С удовольствием посвятила лидеру земляков-наровчатцев Валентину Михайловичу Журавлеву стихотворение «Журавли», еще одно стихотворение так и назвала - «Наровчат».
«Храм вознесся величав, 
И колокола звучат — 
Наровчат, Наровчат. 
Птицы тоже не молчат, 
Дружно родники журчат — 
Наровчат, Наровчат. 
Край богатств едва почат, 
Станет раем для внучат — 
Наровчат, Наровчат, 
Звонки песни у девчат, 
Дробно каблучки стучат— 
Наровчат, Наровчат. 
Правил здесь и Кулунчак, 
И Куприн тут был зачат — 
Наровчат, Наровчат. 
В ярких солнечных лучах 
В небе журавли кричат — 
Наровчат, Наровчат. 
Вожаку их, Журавлю,  
Прокурлычу, что люблю 
Край, где все стихи строчат, — 
Наровчат, Наровчат. 

Я- ЧАСТИЦА

ВСЕЛЕНСКОГО РАЗУМА

-Лариса Ивановна, у каждого творческого человека есть своя творческая Мекка. Куда вы выезжаете за вдохновением?
-Я всегда мечтала иметь домик в деревне. Моя первая книжка «Откровение», вышедшая 25 лет назад, дала мне эту возможность. На гонорар за нее удалось купить столетний дом в Проказне.
«Мой кабинет, где я пишу стихи, — 
На взгорье сад, распаханное поле, 
До горизонта — русское раздолье... 
Вот храм, где мне замаливать грехи».
Именно здесь, часто во время работ на огороде, ко мне и приходят поэтические строки. Я всегда говорю: вокруг меня разум. И я его крохотная частичка.
Если б, например, не Проказна, я бы не написала поэму о Радищеве. Девять месяцев собирала материал, а писала здесь, в поле.
Я не пишу просто так, чтобы показать, как могу с рифмой поиграть. Я пишу о том, что ценно, нужно и дорого людям. Многие говорят, что это не стихи. Надо, мол, писать так, как в Серебряном веке. Есть у меня и такие: «Напоминает осени пора», «Пока не занавесят зеркала». Но я думаю, что человек тогда начинает любить стихи, когда он прочитает и скажет: а это про меня. Вот, например, такие строки:
«Я бездумно сжигала сухие стволы 
Отродивших садовых деревьев. 
Обрывала охвостья недоброй молвы, 
Сохраняя добро и доверье. 
Твои письма сожгу, их не стану читать, 
Буду помнить улыбку и руки... 
Ставит время на все вековую печать 
Обреченной на вечность разлуки». 
Это опять все с садом связано. Считаю, лучше пусть это будет конкретное слово, нежели вычурное. Я же ничего не выдумываю. Пишу от сердца. И книжки свои стараюсь называть строчкой из стихотворения. «Напоминает осени пора» - у меня стихотворение и книга. «Молю прощенья у любви» - это юбилейная.
Многие начали читать стихи после знакомства с моей поэзией. Так, во всяком случае, мне говорят люди. Но стихи еще и прочитать надо. Вот чем могу похвалиться — умею их читать. У меня предпоследняя запись в трудовой книжке — мастер художественного слова.

СТИХИ СТАНОВЯТСЯ ПЕСНЕЙ

-Многие ваши стихи стали песнями. Как образуется союз с композиторами?
-Первую из профессиональных композиций написал Октябрь Гришин. Потом за мои стихи взялся Роман Давыдов. Две песни родились в содружестве с Виктором Чехом. Первая из двух родилась в 1985 году. На телевидении готовили передачу, посвященную Пензе. Город наградили орденом Красного Знамени. Звонят со студии, просят песню о военной Пензе. За сорок минут по вдохновению у меня рождается текст. Еще за 40 минут Чех пишет мелодию, прямо в студии, и через два часа ее уже репетируют исполнители.
Однажды Чех работал с цыганами. Он мне говорит: мне позарез нужна цыганская песня. И я сочинила такие строки:
«Пылит цыганская кибитка 
Дорогой длинной и неровной. 
Но как не петь мне от избытка 
Любви к земле моей огромной. 
Раздольной песне эхо вторит, 
Не уступая ей по силе. 
Я петь могу лишь на просторе, 
А где просторней, чем в России?» 
Вообще, содружество с пензенскими композиторами у меня началось еще в годы моей работы в политехническом институте. На военной кафедре в то время работал Юрий Иванович 
Зубавин. Он всю мою первую книжку положил на музыку.
Очень хорошо улавливает внутреннюю музыку стиха кузнецкий композитор Евгений Барановский. У меня с ним четыре песни. Первую я написала к 125-летию со дня рождения Куприна.
«Моя неласковая Родина, 
Контрасты яркости и тьмы. 
Не тесно было вместе вроде б нам,
Но отчего расстались мы? 
Моя богатая и нищая,  
К чему тебе вся мишура?
Так что ж в чужом краю все ищем-то? 
Не ищут от добра добра.
Когда же на порог усталости 
Тоской измученный взойдешь, 
То от любви к тебе и жалости 
Польется слез светлейший дождь.
Моя измученная Родина...»
Потом были «В Тарханах», «Любовь на закате», «Рябина у дома». Запомнилось сотрудничество с замечательным композитором Виктором Ивановичем Клименко и другими музыкантами и композиторами. Общий итог работы - более 80 песен на мои стихи.

НИЗКИЙ ПОКЛОН ЛЮДЯМ

-Лариса Ивановна, сами-то ощущаете свой огромный творческий масштаб? Известный композитор Виктор Чех например, говорит, что Лариса Яшина для пензенской земли это, как для России, Ахматова и Цветаева...
-Никогда об этом не думаю. Впрочем, осознаю, что нужна людям, когда три с половиной
часа читаю в зале стихи, а зрители все просят: давай еще! А когда со мной случилась беда, то ко мне полтора месяца люди в очередь шли в больницу. И я выдержала удар судьбы во многом благодаря этой духовной поддержке. У меня в последней книжке есть такие слова:
«Когда моей беды сгустилось облако, 
Не ожидала я такого отклика 
Знакомых, незнакомых мне людей,
Спешащих поддержать меня в беде».

А посему всем пензенцам низкий поклон! Я с вами!

Записал Евгений ШИЛОВ.
Фото В. Бархатова.

Газета «Наша Пенза» № 7
17-22 февраля 2011 г.